Как изменится объем финансирования?
Если в 2013 году на гарантированную бесплатную медпомощь выделялось 608,1 млрд тенге, в 2019-м – 972,7 млрд тенге.
Общие расходы на здравоохранение в Казахстане – частные и государственные, в 2017 г. составили 1 трлн 759 млрд тенге. Доля расходов в процентах к ВВП в 2017 г. составила 3,3%, увеличившись с 2,7% в 2010 г. Причина роста - увеличение частных расходов более чем в 3 раза с 187,2 млрд. тенге в 2010 г. до 626,9 млрд. тенге в 2017 г. Из них 550 млрд тенге – прямые платежи населения «из кармана».
Это почти 40% от общих расходов на медицинскую помощь и этот показатель почти в два раза выше допустимого уровня в 20%, который рекомендует ВОЗ.
На душу населения общие расходы в 2017 г. составляют 91 тыс. тенге или 280 долларов США, что на 35 тыс. тенге больше, чем в 2013 г. В странах ОЭСР этот показатель переваливает за 3000 долларов.
Причина дефицита – рост стоимости технологий, потребления медицинских услуг из-за увеличения продолжительности жизни, рост в структуре населения двух самых активно потребляющих мед. услуги групп – пожилых людей и детей, а также большое количество хронических неинфекционных заболеваний.
1. Каков объем дефицита средств в сфере здравоохранения и как ОСМС поможет его устранить?
Дефицит средств в здравоохранении, по последним данным, оценивается в 362,5 млрд тенге. Это именно дефицит гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Это – более трети суммы, выделяемой на бесплатную медпомощь сейчас.
В запланированном проекте бюджета на 2020-2022 годы, расходы на медицинскую помощь в 2020 году составят 1 трлн 620 млрд тенге. Это выше уровня 2019 года уже на 67%. Из этих средств на услуги пакета гарантированной бесплатной помощи приходится 967,7 млрд. тенге, на услуги в рамках страхового пакета – 652,8 млрд. тенге.
Это не значит, что дефицит будет полностью покрыт с внедрением системы обязательного медстрахования. На самом деле, внедрение медстрахования будет иметь отложенный эффект на этот показатель и выражаться он будет в большей степени в снижении темпов роста частных расходов, нежели в их резком сокращении. Почему? Население продолжит
расти, при этом увеличиваться будет именно численность наиболее активных потребителей мед.услуг – детей и пожилых людей на 2,4% и 4% соответственно. Помимо этого, технологии будут дорожать, медицина будет развиваться и появятся услуги, не включенные в пакеты медстрахования/гарантированного объема медпомощи. Все это будет иметь влияние на повышение частных расходов на медпомощь со стороны населения.
На снижение дефицита в большей степени повлияет реализация поручения президента о повышении расходов на здравоохранение до 5% к ВВП. Но влияние мы сможем оценить после принятия решений на уровне правительства.
Диагноз газеті